Детский сад №20, станица Каневская

Функциональная грамотность

 «Сюжеты русских народных сказок как основа работы по формированию финансовой грамотности»

В текущих экономических условиях общество транслирует ожидание наличия определенных качеств у будущих участников финансовых взаимоотношений. На дошкольное звено образовательной системы Российской Федерации возлагается ответственная функция по формированию такого уровня финансовой грамотности детей, который позволит им не только продолжить успешно овладевать знаниями на следующей образовательной ступени, но и приблизиться к общепринятому эталону гражданской финансовой грамотности. В каждой семье нашей необъятной страны есть свои традиции и модели отношения к труду, формы и способы обращения с денежными средствами. Мы считаем, что целью педагогической деятельности воспитателей дошкольной организации является передача адекватных, благоразумных и обоснованных знаний, возможностей и средств участия в социально-хозяйственной сфере.

Новая Федеральная образовательная программа дает нам конкретные ориентиры по развитию финансовой грамотности воспитанников на каждом этапе дошкольного детства: у детей раннего и младшего дошкольного возраста педагоги формируют фундамент представлений об окружающем мире, своего рода предпосылки экономических знаний, которые в дальнейшем помогают расширить и углубить. 

Являясь воспитателем смешанной дошкольной группы общеразвивающей направленности для детей 3-5 лет, я хочу представить свой опыт с учетом имеющейся специфики.

Для детей младшего возраста (3-4 года) мы уже сейчас стремимся к решению следующих образовательных задач в области социально-коммуникативного развития в сфере трудового воспитания – развивать интерес к труду взрослых в ДОО и в семье и трудовые навыки, а также формировать представления о видах хозяйственно-бытового труда.

Для детей среднего возраста (4-5 лет) в области социально-коммуникативного развития в сфере трудового воспитания педагогическое воздействие направлено на формирование представлений о профессиях взрослых посредством ознакомления с конкретными видами труда, воспитание уважения и благодарности к взрослым за их труд, вовлечение в процессы хозяйственно-бытового труда в ДОО и в семье, развитие самостоятельности.

Помимо этого, в нашей работе по формированию предпосылок к финансовой грамотности при помощи сюжетов русских народных сказок мы так же решаем задачи в области речевого развития: обогащение словаря, закрепление умения отвечать на вопросы взрослого.

И воспитательные задачи: поддержка трудового усилия, привычки к напряжению сил для решения трудовой задачи и воспитание у детей устойчивого интереса к театрализованной игре.

Конечно, все решаемые задачи в формате данного выступления озвучить невозможно, это самые основные.

В нашей работе мы приняли решение использовать именно сюжеты русских народных сказок, так как сказочные герои детям хорошо знакомы, а сюжеты сказок просты и понятны. Нельзя не отметить, что еще одной, хоть и не явной целью акцентирования детского внимания на русском народном творчестве – уход от столь плотного погружения детей в западную культуру с ее мультфильмами и комиксами.

Свои планы по этой работе мы реализовали в формате развлечения, поскольку для детей в возрасте 3-4 лет развлечением является просмотр театрализованных представлений, а возрасте 4-5 лет – наличие условий для их самостоятельной деятельности. В процессе работы так же привлекались родители для помощи детям в разучивании ролей и подготовке реквизита.

Само развлечение условно поделено на два мероприятия, подготовленное совместно с детьми и сюрприз для них:

1. При педагогической поддержке детской инициативы и вовлеченной помощи родителей детьми 4-5-летнего возраста было подготовлено представление «Колобок ищет работу в современном мире».

Суть сказки в том, что:

Колобок решил помочь дедушке с бабушкой, поэтому пошел искать работу. На его пути встречаются разные герои из сказки, и предлагают ему заработать, но не всегда честным путем. Так, например, Заяц предлагал Колобку купить бесполезный для него велосипед, Волк хотел получать зарплату Зайца на свою карточку, Медведь же был готов взять Колобка на работу без оформления документов, Колобок отказывался от сомнительных предложений зверей, но в итоге лисе удалось его провести и под предлогом того, чтобы взять паспорт Колобка из его рук, убедила того подойти поближе и съела.

Диалог-обсуждение с детьми сказки, постановка открытых вопросов (Что именно в поступках зверей было нечестным? Как на самом деле стоило бы им поступать? Где и как Колобок мог поступить иначе, чтобы не сгинуть?) помогли детям понять, что не на каждую предлагаемую работу стоит соглашаться, что нужно понимать и видеть обман, иначе можно пропасть.

Сюрприз для детей заключался в том, что в ходе развлечения в группу неожиданно для детей вошла заблудившаяся после похищения Иванушки для получения прибыли, Баба-Яга и заинтересовалась, где это она оказалась, и что же дети здесь делают. При помощи воспитателя дети рассказали Бабе-Яге о профессиях и труде, и, как итог, Б-Я осознала, что честный труд – уважаемый и оплачиваемый.

В конце, после того, как Баба-Яга освободила Иванушку, дети по своей инициативе провели экскурсию по группе для Бабы-Яги и показали ей, что и здесь есть труд и работа, а также люди, которые ее выполняют (имея в виду помощника воспитателя).

Воспитательно-образовательные задачи, которые мы перед собой ставили в области социально-коммуникативного, речевого развития и трудового воспитания были решены.

 Так же, как Ирина Михайловна, я являюсь воспитателем смешанной дошкольной группы, но группа имеет комбинированную направленность, в группе есть дети с речевыми нарушениями. Возрастной диапазон 5-7 лет.

Свою работу по развитию финансовой грамотности у воспитанников я так же стремлюсь строить, опираясь на образовательные и воспитательные задачи, описываемые в ФОП.

Для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет в области социально-коммуникативного развития в сфере трудового воспитания, помимо расширения представлений о профессиях и трудовых процессах, воспитание бережного отношения к труду взрослых и развитие самостоятельности и инициативы в трудовой деятельности и самообслуживании, передача детям с элементарных экономических знаний, формирование представлений о финансовой грамотности.

Педагогическая деятельность в области социально-коммуникативного развития в сфере трудового воспитания детей подготовительного к школе возраста 6-7 лет направлена, кроме вышеперечисленного, также и на осознание ими материальных возможностей родителей, ограниченности материальных ресурсов.

Так же, развитие способностей использования математических знаний и выразительного исполнения ролей в инсценировках, самостоятельности, формирование стремления активно участвовать в развлечениях.

Работа строилась так же по принципу развлечения, что в старшем дошкольном возрасте предполагает создание педагогом условий для проявления детской познавательной инициативы, а также использования полученных знаний и умений для проведения досуга.

Задача воспитателя в разработке развлечения для детей в возрасте 6-7лет - формирование у них стремления активно участвовать в показе театрализованные представлений, осмысленно использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной деятельности.

Само развлечение так же было условно поделено на два мероприятия, подготовленное совместно с детьми и сюрприз для них:

В сказке «Колобок», с учетом детской инициативы, были выбраны герои, сценаристы, реквизиторы, зрители. Для сохранения зрительского интереса и поддержания мотивации к сценарию, в подготовку к представлению были вовлечены родители, помогающие придумывать сюжет, разучивать роли, изготавливать атрибуты.

К имеющейся основе детьми были добавлены побочные линии о том, как Колобок побывал на игрушечной фабрике, в магазине, на молочном заводе, встречал различных героев, ушел от мошенников, и при этом сумел вернуться домой).

По итогам театрализованного представления в ходе обсуждения мероприятия дети поделились, что ощутили возможность применить свои знания, были нацелены на поиск новых творческих решений, но и сделали вывод, что на практике использования денег им оказалось сложно осуществить размен. Совместно с воспитателем было принято решение ввести в обиход в группе больше игр прикладного характера по разбору состава числа.

Сюрприз для детей, организованный работниками детского сада № 20, это квест-игра по мотивам сказки «Гуси-лебеди», главной героиней которой выступила Б-Я.

По окончании сказки «Колобок» раздался шум, и в зал ворвалась Баба-Яга, она только что украла Иванушку и спрятала его, но заблудилась и оказалась в детском саду, «А что вы тут делаете?» Ответы детей о том, как они разыграли и посмотрели театральную постановку о поиске работы Колобком.

Баба-Яга изумилась: «Ха, а зачем же трудиться, можно ведь и другим путем завладеть денежками? Например, схитрить… Или обмануть…»

Ответы детей, что честно заработать можно разными способами, и при этом быть уважаемым человеком.

Тут она поняла, что лучше трудиться, стыдно ей стало, решила вернуть Иванушку, но ведь заблудилась, дорогу показать не может, помнит только, что странный звон слышала, может, если дети пойдут с ней на этот звук, получится у всех вместе вернуть его родителям, а Баба-Яга тогда сможет спокойно начать новую жизнь.

При посещении кабинета заведующей, откуда и раздавался звон, оказавшийся звуком стучащих друг о друга монет, и в каждом последующем месте (кабинет медсестры, коридор, пост охранника, музыкально-спортивный зал и, наконец, их собственная групповая комната) дети получали задания, ответы на которые приближали их к месту заточения Иванушки.

Баба-Яга, хоть и решила начать честную жизнь, но вспоминала о своих былых проступках. Игра прошла очень весело для всех ее участников благодаря умению детей аргументированно высказывать свои догадки и действовать в команде, грамотной поддержке их внутренней познавательной мотивации и артистизму Бабы-Яги.

В итоге, после прохождения всех заданий квеста дети смогли выяснить, куда же Б-Я спрятала Иванушку, вызволить его. Все были рады, дети напомнили Б-Я, что она решила стать честной и зарабатывать трудом.

Когда дети и делились впечатлениями от мероприятия, стало понятно, что педагогические задачи, которые планировалось решить при помощи этого организованного развлечения, были достигну

6 ноября 2024 в 13:55

Прикреплённые файлы:

Документ: Функциональная грамотность

Описание файла:

Файл называется: finansovoe-prosveschenie_s7t5n.pptx

Это официальный файл организации «Детский сад №20, станица Каневская», в нём содержится Функциональная грамотность.

Размер файла: 4,51 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.